Меню сайта

Лечебно-оздоровительная работа

Лечебно-оздоровительная работа в школе-интернате условно разделена на три этапа.

Первый этап – это 1-3 классы начальной школы. В этом возрасте, если профессионально грамотно оценить физические, умственные возможности ребенка, степень их отклонения, приложить старание и создать условия, все отклонения можно нормализовать или свести до минимума даже без применения лекарственных средств. Такие простые мероприятия, как соблюдение нормального биологического режима, ненавязчивое неавральное устранение недоработок дошкольного воспитания; просто благоприятная, доброжелательная обстановка решает многие детские проблемы. Дети должны почувствовать, что им рады, что их любят такими, какие они есть. Мы стараемся в каждом ребенке найти что-нибудь хорошее и постепенно поднимать эту «планку», а за ней потянется и все остальное.

Для работы с детьми 1-3 классов подбираются самые подготовленные учителя и воспитатели не только в профессиональном отношении, но здесь на первый план ставятся человеческие качества (любовь и понимание детей). Уроки в первом полугодии по тридцать минут, с обязательным чередованием активных и пассивных фаз.

 

 

Все дети в обязательном порядке занимаются танцами и ритмикой; привлекаются в спортивные секции, большое внимание уделяется обязательному активному отдыху на улице во время «часа здоровья» и прогулок во внеурочное время. Очень важно в этом возрасте развитие мелкой моторики – это кружки «Умелые руки», занятия с паззлами, мозаиками, рисование, лепка, шитье. Все дети вовлечены в эти занятия и с большим удовольствием их посещают. Большое внимание уделяется исправлению функциональных нарушений речи, формированию достаточного словарного запаса.

Коррекционные занятия проводятся во второй половине дня, как индивидуальные, так и групповые, предельная наполняемость групп 5-6 учеников. Продолжительность групповых занятий составляет 40 минут, а индивидуальных –15-20 минут. Занятия проводятся в свободной нетрадиционной форме, С учащимися устанавливается тесный контакт, к каждому ученику индивидуальный подход, не допускается никаких сравнений друг с другом, дети учатся сопереживать и умеют радоваться успехам товарища.

Усвоение знаний и умений учащихся проводится в единстве с развитием личности. Очень много работают с детьми этого возраста психотерапевт и психолог.

Все мероприятия обязательно согласуются с медицинскими работниками.

Параллельно с работой узких специалистов проводится медикаментозное лечение, но только по показаниям. И если ребенок к нам попадает в 1-2 классах, то к пятому классу у основной массы детей отклонения уже в стадии стойкой ремиссии. Но где-то 30-35% детей поступает к нам в 3-4 классах, где отклонения имеют более грубый характер, справиться с которыми значительно труднее.

 

На втором этапе (4-6 классы) работа ведется уже по двум параллелям, первая – это закрепление состояния у адаптированных детей и вторая – работа с теми, кто пришел позднее и то, с чем не смогли справиться на первом этапе (то есть изменения более грубого характера или патология сочетанная).

     

Основные принципы – это лечебно-оздоровительный режим с учетом чередования занятий, отдыха, достаточностью физических нагрузок (учебные занятия в  первой половине дня, уроки минут с обязательными физкультпаузами, самоподготовка не более 3-х часов, прогулки не менее 2,5 часов за два приема с активными нагрузками (игры на свежем воздухе, хозяйственные работы), занятия в спортивных секциях – два раза в неделю по 1-1,5 часа). Если есть необходимость, продолжаются занятия с логопедом, психотерапевтом, психологом и т. д.

 

На этом этапе большое внимание уделяется физиолечению, массажу, лечебной физкультуре, медикаментозному лечению под строгим контролем врачей специалистов. В этом возрасте уже появляются возрастные отклонения пубертатного периода, которые усугубляют  состояние детского организма, и здесь необходима помощь психолога.

 

И, наконец, третий этап (7-9 классы). Имеющиеся в этом возрасте отклонения носят в основном сочетанный характер, усугубляется течение физиологическими особенностями пубертатного периода. Такие состояния нуждаются в социальной адаптации. Мы должны научить ребенка разобраться в причинах того или другого недомогания, знать, как с ним справиться, к какому специалисту за помощью обратиться. Помочь им в профориентации с учетом состояния здоровья. Подготовить юношей к службе в вооруженных силах, а девушек к деторождению. Мы должны их научить защищаться социально, уметь отстаивать свои права, но и знать свои обязанности. То есть на этом этапе помимо соблюдения основных принципов нашей лечебно-оздоровительной системы, большое место занимает работа с психологом и социальным педагогом. Мы пытаемся каждому ребенку объяснить степень нарушения его здоровья, не культивируя болезнь, а объясняя, как избежать обострений или справиться с симптомами. Это основная линия в нашей работе. Ведется серьезная работа с родителями и опекунами. Все они ознакомлены с состоянием здоровья своих детей, проводимым им лечением и обследованием, их результатами. При необходимости родители привлекаются для участия в дополнительном обследовании.

      В начале учебного года каждый ребенок подвергается комплексной оценке физического и нервно-психического развития, оценке состояния здоровья с распределением по группам здоровья и подбору физкультурной группы, в которой ребенок будет заниматься, составляется индивидуальный план наблюдения за каждым учеником, формируются группы наблюдения по основным профильным заболеваниям и сопутствующей патологии. Все это отражается в  индивидуальных медицинских картах и специальных профильных журналах.

    Все, что намечается и проводится ребенку, обязательно отражается в динамике и в конце учебного года, оформляется эпикриз, где оценивается состояние ребенка на конец учебного года, даются рекомендации на летний период. Ежегодное оформление эпикризов дает наиболее полную картину состояния здоровья ребенка в динамике. Что также доводится до сведения всего медико-педагогического коллектива школы-интерната.

     Сегодня хорошая школа та, которая содействует здоровью, вырабатывая единый подход к решению проблемы, основанной на обоснованном  оздоровительно-образовательном процессе с учетом психофизиологических, половых, возрастных особенностей учащихся, экологической обстановки, в которой находится образовательное учреждение.

     В нашем учреждении многие причины ухудшения здоровья учащихся решаются успешно. Целью учебно-воспитательной работы в школе-интернате являются создание комфортной обстановки, благоприятных условий для успешного развития интеллектуальных, творческих, личностных качеств учащихся, их социализации и адаптации в обществе, укрепление здоровья и здорового образа жизни детей, благоприятного психологического климата на основе индивидуального подхода в учебной и внеурочной деятельности в рамках учебно-воспитательной системы школы-интерната. Этому подчинены Устав, оздоровительная, образовательная программы, годовой план работы школы-интерната. Работает с 2002 года программа здоровья детей для учащихся 1-4 и 5-9 классов. Вопросам улучшения здоровья детей посвящены педагогические Советы (ежегодно), семинары, производственные совещания, работа с кадрами. Под влиянием рекомендаций медицинских работников, психолога, социального педагога сложилась система бережного отношения к здоровью ученика на уроке:

  • своевременные паузы – отдых;
  • эмоциональные паузы;
  • своевременное переключение с одного вида  деятельности на другой;
  • разнообразие видов деятельности на уроках;
  • упражнения для тренировки мышц глаз и пальцев рук;
  • обязательные физкультминутки;
  • музыкальное сопровождение урока (черчение, рисование, труд и т.д.);
  • обязательный ежедневный спортивный час на свежем воздухе после 3 урока и второго завтрака;
  • проветривание классов и подвижные игры на переменах;
  • атмосфера взаимоуважения и доброжелательности;
  • расписание в соответствии с нормами СанПина;
  • уроки физической культуры, труда, ИЗО максимально возможно проводятся на свежем воздухе;
  • кроме 2-х уроков физкультуры введен уроки ритмики, занятия танцами.

Недостаток двигательной активности во время учебной деятельности успешно компенсируется во внеклассной работе. Вот уже много лет для санаторной школы-интерната № 6 характерна высокая вовлеченность детей в дополнительную спортивно-развивающую деятельность, которая создает условия для физического развития и закаливания ребенка.

Однако многие дети имеют противопоказания к нагрузкам, задача педагогов и медиков – сделать так, чтобы каждый воспитанник был охвачен спортивной работой, физическими занятиями. Во избежание перегрузок в планировании и проведении всех мероприятий принимают участие медицинские работники, особенно при составлении расписания кружков и секций. В школе-интернате ежегодно работает более 40 кружков и спортивных секций, которые отбираются опять же по согласованию  с медицинскими работниками и интересам детей.

Кроме этого воспитанники имеют возможность заниматься физическими упражнениями, рекомендованными врачами-специалистами в группах,  в игровых комнатах, где установлены спортивные тренажеры, а также в свободное время кататься на лыжах, санках, коньках, которые выдаются каждому воспитаннику на зимний период. И что самое главное, есть для этого прекрасные условия: освещенный хоккейный корт, лыжня в Петропавловском парке (т.е. использование   оздоровительного влияния естественных факторов среды),  чистый воздух, зеленая зона, психологическая комфортность.

 

Другой формой организации спортивно-оздоровительной работы является утренняя зарядка, которая в осенне-весенний сезон проводится на спортивной площадке, а в зимнее время в игровых комнатах при открытых форточках под руководством физоргов классов и воспитателей, работающих на подъеме.

Большое значение придается пребыванию детей на свежем воздухе в любое время года, что является необходимым условием оздоровления детей, способствует сохранению работоспособности, снижению утомляемости, их закаливанию.

После уроков и самоподготовки дети гуляют на свежем воздухе, играют в подвижные игры, футбол, хоккей, пионербол, катаются на велосипедах, скейтах, т.к. спортивная база школы-интерната позволяет им это делать.

Понимая глубину общей важнейшей задачи: осуществлять воспитательно-оздоровительный процесс, сохранять, укреплять здоровье детей, в тесном сотрудничестве работают медицинский и педагогический коллективы. Выбор методов осуществляется с учетом специфики, возраста, индивидуальных особенностей учащихся. Создан санитарный режим дня, систематически контролируется уборка всех помещений школы-интерната, регулярно меняется белье во всех группах, делается влажная уборка.

Большую роль в оздоровлении детей, привитии им навыков здорового образа жизни играет санитарно-просветительная работа, которая организована как со стороны медицинских работников, так и со стороны учителей и воспитателей через лекции, групповые и индивидуальные беседы, практические занятия и различные мероприятия.

За основу в работе мы берем:

– правильный биологический режим (полноценный сон, отдых, достаточные контролируемые физические нагрузки);

– полноценное сбалансированное питание;

– избегание психотравмирующих ситуаций;

– мотивация здорового образа жизни;

– ЛФК, массаж, физиолечение, помощь логопеда, психологов, психотерапевта и только при необходимости медикаментозная терапия.

Главными показателями в нашей работе являются:

– ни один ребенок не выведен из интерната по состоянию здоровья;

– практически нет обострений хронических заболеваний, таких как хронический пиелонефрит, гастродуоденит, бронхиальная астма и т.д., нет переходов в более тяжелые стадии;

– дети ведут полноценный активный образ жизни;

– все выпускники имеют полное представление о своем состоянии здоровья, правильно профессионально ориентированы, знают прогноз своего состояния на будущее, представляют правильную тактику в случае ухудшения.