Меню сайта

Функциональная грамотность

Функциональная грамотность — основа жизненной и 

профессиональной успешности выпускников!

«Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» (А. А. Леонтьев, лингвист, психолог, доктор психологических наук и доктор филологических наук)

Формирование функциональной грамотности рассматривается как условие становления динамичной, творческой, ответственной, конкурентоспособной личности (Из Государственной программы РФ «Развитие образования» (2018-2025 годы) от 26 декабря 2017 г.)

Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является международное исследование PISA. Исследование PISA ставит своей целью проверку наличия таких умений, которые должны помочь молодежи в их «взрослой» жизни.

Международные сопоставительные исследования качества образования были разработаны как инструмент, позволяющий выявить эффективность образовательных систем в разных странах и способствующий принятию решений и проведению реформ на основе полученных результатов.

Федеральный уровень

Приказ Министерства Просвещения РФ от 06.05.2019 № 219 "Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ОО на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся" (посмотреть)

Письмо Министерства просвещения РФ от 12.09.2019 № ТС-2176/04 "О материалах для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся" (посмотреть)

Письмо Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 №04-238 "Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности"  (посмотреть)

Письмо Минпросвещения от 14.09.2021 № 03-1510 "Об организации работы по повышению функциональной грамотности" (посмотреть)

Письмо Министерства просвещения РФ от 17.09.2021 № 03-1526 "О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности" (посмотреть)

Письмо Министерства просвещения РФ от 26.11.2021 №  ТВ-94/04 "Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности" (посмотреть)

Региональный  уровень

ПОЛОЖЕНИЕ о системе оценки качества подготовки обучающихся общеобразовательных организаций Ярославской области

Приказ департамента образования Ярославской области от 23.03.2020 № 107/01-04 "Об утверждении Положения об обеспечении объективности процедур оценки качества образования и показателей объективности процедур оценки качества образования и всероссийской олимпиады школьников в Ярославской области"

Приказ ГУ ЯО ЦОиККО от 30.03.2021 № 38/01-02 «Об утверждении Положения о работе экспертов по разработке оценочных инструментов для проведения независимой оценки качества подготовки обучающихся»

Региональная система оценки качества образования - https://www.yarregion.ru/depts/dobr/Pages/sistema-OK-podgotovki-obuch.aspx

Независимая оценка качества образования на региональном уровне - http://coikko.ru/monitoring/nezockachpo/regiskachpodob/

План мероприятий Ярославской области по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся на 2021-2022 учебный год

Муниципальный уровень

Приказ № 01-05/1088 от 26.11.2021г. "Об организации работы по повышению функциональной грамотности"

Приказ 01-05/1168 от 21.12.2021 г. "О внесении изменений в приказ департамента образования мэрии города Ярославля от 26.11.2021 № 01-05/1088"  (посмотреть)

Материалы августовской конференции – 2021  "Управление качеством образовательной деятельности. От задач к решениям" http://yar-edudep.ru/razdely/informaciya_dlya_rukovoditelej/materialy_avgustovskoj_konferencii_2022/

Локальные акты школы

План мероприятий по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся  МОУ "Санаторная школа-интернат №6" 2022-2023 учебный год

Приказ об утверждении плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся  МОУ "Санаторная школа-интернат №6" 2022-2023 учебный год

Мероприятия в рамках внутрифирменного обучения

  1. Школьный семинар «Я – эффективный учитель. Организация содержания образования в контексте развития функциональной грамотности» (март 2022) 
  2. Рефлексивный Педагогический баттл по теме «Функциональная грамотность учителя –  основа развития функциональной грамотности ученика» (21.04.2021)
  3. Семинар-практикум «Смысловое чтение как метапредметный результат НОО, ООО»
  4. Выступление на заседаниях МО (12.01.2023) «Ситуационные задания как инструментарий развития функциональной грамотности учащихся»
  5. Мастер-класс «Глобальная компетентность как одна из составляющих функциональной грамотности» (12.01.2023)
  6. Презентация «Особенности формирования и оценки глобальных компетенций обучающихся как компонентов функциональной грамотности» (март 2022)
  7. Практикум «Формирование читательской деятельности младших школьников через технологию критического мышления» (март, 2022)
  8. Выступление на МО учителей общекультурного цикла «Глобальная компетентность» (январь, 2022)
  9. Мастер-класс «Интеграция музыки с другими школьными предметами» (25.03.2022)
  10. Выступление «Особенности формирования и оценки глобальных компетенций обучающихся как компонентов функциональной грамотности» (март 2022)
  11. Выступление на педсовете «Развитие читательской грамотности через игровую деятельность на уроках в начальной школе» (март 2022)
  12. Практикум «Формирование функциональной грамотности учащихся через текстовую технологию на уроках в начальной школе» (апрель, 2022)
  13. Выступление на педсовете «Формирование читательской грамотности на уроках истории и обществознания» (март 2022)
  14. Методическая работа (в течение года):
  • Разработка заданий для оценки ФГ
  • Разработка методических рекомендаций для преодоления трудностей при формировании смыслового чтения
  • Разработка заданий по развитию ФГ
  • Включение заданий по ФГ в содержание урока и внеурочных занятий

Банк тренировочных заданий, диагностических работ по функциональной грамотности

Работа учителя с электронным банком заданий для оценки функциональной грамотности

Общие подходы к формированию функциональной грамотности. Функциональная грамотность школьников как актуальный результат образования

Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся. Демонстрационные материалы ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»

Центр оценки качества образования  ИСРО РАО

Примеры открытых заданий по функциональной грамотности ПИЗА

Примеры открытых заданий по математической грамотности ПИЗА

Примеры открытых заданий по естественнонаучной грамотности ПИЗА

Примеры открытых заданий по финансовой грамотности ПИЗА

Примеры открытых заданий по читательской грамотности

Рекомендуемые электронные ресурсы для формирования функциональной грамотности

ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской Академии наук»

Издательство «Просвещение»

Банк тестов

Московский центр качества образования

Марафон по функциональной грамотности. Яндекс-Учебник